"РГ": Налоговую систему республики адаптируют к условиям ЕАЭС

1217 просмотров СМИ о ЦА 0

Российская Газета. Почему республика должна была вступить в ЕАЭС, а также о перипетиях принятия новой редакции Налогового кодекса республики рассказал министр экономики Кыргызстана Арзыбек Кожошев.

Некоторые депутаты парламента сегодня критикуют вступление Кыргызстана в Евразийский экономический союз. По их мнению, негативных моментов для экономики страны больше, чем позитивных. Что вы можете им ответить?

Арзыбек Кожошев: Что бы ни говорили, но интеграция в наши дни - это объективная реальность, и ее актуальность в условиях ухудшения экономической ситуации в мире только возрастает. Сегодня более половины объема мировой торговли осуществляется в рамках сложившихся интеграционных блоков. На настоящий момент в мире есть более 200 интеграционных моделей, из которых около 20 охватывают практически все континенты земного шара.

Стране, не входящей в какое-либо из существующих объединений, уготовлена участь одиночки-аутсайдера, который вряд ли сможет противостоять экономическому и политическому могуществу нескольких сплоченных государств. Кыргызстану надо было принимать решение: либо мы в союзе с одними требованиями и соглашениями по тарифному регулированию, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и другим нормам, либо мы вне интеграционного объединения. В таком случае экспортеры местной продукции в страны-участницы ЕАЭС должны были бы соблюдать те же требования для доступа на этот рынок, которые заявлены для государств, не входящих в союз. Кроме этого не исключено, что в любой момент в отношении киргизского экспорта могут быть введены ограничительные меры.

Кроме плюсов для трудовых мигрантов, какие еще положительные моменты от вступления Кыргызстана в ЕАЭС вы бы назвали?

Арзыбек Кожошев: Прежде всего то, что республика получила равные права наряду с другими странами союза. Это означает, что без согласия кыргызской стороны важные решения приниматься не будут. Кроме того, КР стала частью единого рынка услуг ЕАЭС, что помогает развивать новые направления в этой сфере бизнеса и расширять данный сектор экономики. В структуре ВВП республики услуги достигают почти 50 процентов.

Еще одним плюсом я бы назвал свободное перемещение капитала, устранение таможенных границ, отмену санитарного и фитосанитарного контроля, признание сертификатов. Китайские товары растаможиваются на внешних границах союза и беспрепятственно перемещаются по территории ЕАЭС. Остается пока ветеринарный контроль. Тем не менее для 18 крупных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья открыт доступ к рынкам Казахстана и России. После отмены ветеринарного контроля кыргызская сторона сама будет включать свои предприятия в единый реестр ЕАЭС для поставок на рынки союза.

Много споров сегодня вокруг новой редакции Налогового кодекса. С какими предложениями бизнес-сообщества страны вы согласны, а где будете отстаивать свою точку зрения?

Арзыбек Кожошев: Сейчас создана рабочая группа, в состав которой вошли представители госструктур и бизнеса. Им и предстоит рассмотреть наиболее спорные моменты проекта нового Налогового кодекса. К середине марта, я надеюсь, будет готов анализ регулятивного воздействия. Далее эта группа продолжит дорабатывать сам проект документа. Особо хочу обратить внимание, что главной его целью является не ужесточение требований, а адаптация к условиям ЕАЭС и устранение существующих противоречий и неясностей.

Добавлю, что в адрес минэкономики поступили предложения и замечания по проекту нового налогового законодательства от 40 бизнес-ассоциаций. Говорить конкретно, с какими замечаниями мы согласны, а с какими - нет, пока рано, поскольку обсуждение с бизнес-сообществом еще не началось. Тем не менее, могу однозначно сказать: все предложения, связанные с изменениями ставок налогов и их администрированием, министерство будет рассматривать.

На недавней коллегии в министерстве вы заявили, что рост экономики страны в 2016 году стал самым высоким в странах ЕАЭС. С чем это связано?

Арзыбек Кожошев: Действительно, в 2016 году рост ВВП в КР составил 3,8 процента. В Казахстане он равняется 0,8, в Армении - 0,5 процента. В России и Белоруссии отмечено сокращение на 0,2 и 2,6 процента соответственно. В Кыргызстане показатели оказались лучше потому, что республика в меньшей степени подвержена влиянию внешних факторов, таких, как цена на нефть или санкции. Но, тем не менее, мы их ощущали через внешнеторговые операции.

Например, было зафиксировано сокращение спроса на кыргызскую продукцию на рынках Казахстана и России. По итогам одиннадцати месяцев внешнеторговый оборот КР снизился, но связано это в основном с сокращением поставок нефтепродуктов. Импорт в долларовом выражении снизился, но в физическом не так сильно. При падении импорта из ЕАЭС экспорт из Кыргызстана в эти страны немного даже вырос. Опять же из-за учета торговли в долларах. Также произошедшая ранее девальвация валют России и Казахстана способствовала снижению конкурентоспособности отечественных товаров, поэтому у нас в секторах, связанных с экспортом, отмечается замедление и сокращение, однако в большей части других сфер наблюдается рост. Скажем, сельское хозяйство продемонстрировало уверенный рост на три процента, строительная отрасль - на 7,4 , промышленность - на 4,9.

На ваш взгляд, достаточно ли эффективна деятельность Российско-Кыргызского фонда развития (РКФР)?

Арзыбек Кожошев: Если посмотреть с позиции коммерческих банков, то да, работа фонда является эффективной. Во всяком случае их руководители довольны тем, что кредитно-финансовые учреждения получили доступ к дешевым деньгам. То есть механизм размещения кредитных средств РКФР через коммерческие банки успешно действует. На начало февраля 2017 года освоено уже более 170 миллионов долларов.

Однако по-прежнему остро стоит вопрос: насколько доступны эти средства для предпринимателей? На мой взгляд, из поля зрения выпадают некоторые бизнес-структуры, имеющие небольшой оборот средств, и компании, работающие в сфере информационных технологий, не имеющие достаточного обеспечения. Хотелось бы, чтобы деньги вкладывались в те направления, которые не только дают высокую прибыль в краткосрочный период времени, но и имеют долгосрочный экономический эффект. Кстати министетсво экономики КР достигло предварительных договоренностей с РКФР об их участии в сумме 10 миллионов долларов в капитале гарантийного фонда КР, который поддерживает предпринимателей по недостающим суммам залога при банковском кредитовании.

В любом случае хочу сказать, что деятельность Российско-Кыргызского фонда развития - это уникальное экономическое явление для Кыргызстана. За последние десять лет еще никто не приходил со столь масштабной финансовой инициативой для развития промышленности и сельского хозяйства страны. Помощь международных институтов во многом носит характер институциональной поддержки, а в случае РКФР это адресная и системная работа.

Комментарии

Оставить комментарий