Политика, право или религия? – профессор об исламе

679 просмотров Общество 0

Общество привыкло воспринимать ислам лишь как одну из мировых религий, и при этом не обращать внимания на другие его аспекты. Заведующий кафедрой международного и конституционного права Кыргызско-российского славянского университета (КРСУ) профессор Бекбосун Борубашов в интервью агентству «Кабар» дал разъяснение данной религии с правовой точки зрения.

- Расскажите, что такое ислам с правовой точки зрения?

- Ислам состоит из трех основных элементов: религия, право и политика. Преобладающая часть населения Кыргызстана является мусульманами, и многие воспринимают ислам только как религию. Это ошибочное мнение, потому что ислам включает в себя еще нормы права и политические концепции. Изучая ислам, мы должны объяснить населению, что нам необходимо брать только духовную сторону ислама. Некоторые люди призывают, чтобы мы жили по законам шариата, но если это произойдет, то будут нарушены конституционные принципы светского государства. Это недопустимо, потому что это повлечет за собой изменения не только законодательной части, но и всей политической системы страны, что нарушит принципы народовластия. Законы у нас принимаются избирательным корпусом от имени народа. Поэтому нужно всегда думать о демократических принципах.

- В таком случае можно сказать, что радикальные взгляды ислама исходят из политических целей?

- Да, в исламе те люди, которые очень радикально настроены, делают упор на политику и на власть. Они открыто пропагандируют особенности исламского государства. Это нехороший признак, так как он кроет за собой некую агрессию. И вот те молодые люди, которые уезжают в места боевых действий, воодушевляются как раз же политическим составляющим ислама.

- Как тогда в демократическом обществе правильно бороться с радикализмом?

- Прежде всего, необходимо тщательно изучить это ситуацию. Для этого необходим тесный диалог между экспертами права и теологии, а также представителями государственных структур. Часто даже представители духовенства и некоторые представители власти призывают народ жить по законам шариата, и народ думает, что это окажет положительное влияние на жизнь. Они внушают себе, что законы шариата смогут решить очень много проблем. В нашем обществе, конечно, очень много нерешенных проблем и в плане экономики, и социальной жизни, поэтому есть недовольные с тем строем, который у нас имеется. Это играет и на руку приверженцам радикализма. Поэтому для борьбы с подобными явлениями, прежде всего, самим же представителям духовенства необходимо четко определить грань ислама, которая от религии и права переходит к политике и радикализму. В нашем обществе ислам нужно рассматривать только с духовной точки.

- В последнее время обсуждается вопрос о возвращении смертной казни. Насколько это правильно с точки зрения гуманитарного права и права в исламе?

- Есть такие преступления, которые совершаются по отношению к детям, ЛОВЗ, пожилым людям, что единственным достойным наказанием является смертная казнь. И в таких случаях этот вопрос стоит больше рассматривать с оценки состояния общества, а не религии и права. Среди нас есть люди, которые потеряли свой человеческий облик, и в их адрес нужно применять жесткие меры наказания.

- Сегодня можно заметить тенденцию, что в религиозных семьях женщины, будучи гражданами правового государства, лишаются права эмансипации. Какую можете дать оценку этой проблеме?

- Кыргызские женщины всегда были эмансипированными, потому что наши предки были кочевниками, и в кочевых условиях жизни невозможно было держать женщин взаперти. Кыргызские женщины всегда были партнерами по отношению к своим мужьям, отцам и братьям. И надо вспомнить, что при развале СССР закрывались многие заводы и фабрики, и именно женщины вытянули свои семьи из кризиса. Они выходили на рынки, занимались торговлей, вели бизнес, тем самым они активно принимали участие в решении социально-экономических проблем всего общества. Это стоит признать, поэтому неправильно лишать женщину права эмансипации ни в коем случае. Но женщины при этом должны помнить, что они являются хранительницами домашнего очага.

Беседовала Нуркыз Сабырова

Комментарии

Оставить комментарий