ИАЦ «Кабар»: Воздействие экологии Бишкека на здоровье горожан

5666 просмотров Аналитика 2

В последнее время жители Кыргызстана стали обращать больше внимания на вопросы экологии и ее воздействие на здоровье жителей страны, особенно столицы. Более того, жители Бишкека и южной столицы уже не скрывают, что экология двух крупных городов ухудшается с каждым годом. Примером этому могут служить данные экологов.

В интервью «Living Asia» профессор Эмиль Шукуров отметил, что состояние воздуха в Бишкеке «отвратительное». По его словам, это связано с огромным количеством автомобилей и с отопительным сезоном, который добавляет в атмосферу сажи и вредные газы.

«Загазованность приводит к респираторным заболеваниям, у нас город лидирует по их количеству в республике. Бишкек лидирует также и по раковым заболеваниям. Это очень серьезная ситуация», - говорит эколог.

Экологи и специалисты также отмечают, что это все происходит из-за плохой проветриваемости столицы. «Во-первых, над городом существует своеобразный «колпак» из-за того, что температура воздуха в Бишкеке в среднем на пять градусов выше, чем на окружающих территориях – это не дает свежему воздуху поступать в город. Во-вторых, проблема существует с архитектурной планировкой», - указывает Э.Шукуров.

В свою очередь, эколог Маматбек Эргешбаев в одном из интервью также отметил, что экологическая обстановка южной столицы ничем не лучше столицы Кыргызстана.

По его словам, загрязнение воздуха г. Ош повышается с годами. «Это происходит, в том числе, из-за автомобилей, которые привозят из заграницы. Во-вторых, загрязняет воздух цементный завод в селе Араван. В больницах большие очереди – у местных жителей проблемы с дыхательной системой и кожей. Годами накапливались тяжёлые металлы в почве, негативно влияя не только на людей, но и на животных», - говорит эколог.

Более того, экологи открыто говорят, что жители частных домов, при отсутствии альтернативных источников для отопления, используют не только уголь, но и не предназначенные для сжигания вещи и материалы, из-за чего в воздух попадает множество вредных отравляющих веществ.

Подобная ситуация складывается и в соседних странах. Например, в казахстанском городе Алматы, также остро обстоит дело с вопросом экологии из-за чего этот город по версии британского издания «The Guardian» попал в список городов с самым загрязненным воздухом. Издание также отмечает, что в Пекине некоторые жители начали воспринимать смог как разновидность погоды, то есть, серая дымка уже не видится людям как нечто чужеродное, а необходимость приобретать защитные маски воспринимается как покупка еды.

Чтобы узнать о том, действительно ли в столице Кыргызстана вопрос экологии обретает негативную тенденцию, агентство «Кабар» обратилось к специалистам, чтобы разобраться с ситуацией.

Врач, директор общественного благотворительного фонда «Синее небо» или «Кок Асман» Чинара Рахимова подтверждает тот факт, что между экологией и заболеваниями, которые сейчас наблюдаются в Бишкеке, есть непосредственная связь.

«По последним исследованиям ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), существует прямая связь с загрязнением воздуха и здоровьем населения. Например, ВОЗ занималась исследованием влияния использования твердых видов топлива (древесины и угля) на здоровье населения. Доказано, что использование этих видов топлива, в результате чего происходит загрязнение воздуха, ведет к увеличению заболеваемости и смертности», - говорит она.

Врач также подчеркивает, что в последнее время в Бишкеке возросла заболеваемость онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, врожденными аномалиями детей.

«Стало больше таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, инсульт, т.е. сердечно-сосудистых заболеваний, а также значительно возросло число онкологических заболеваний: рак легких, рак желудка, рак груди и т.п.», - отмечает Ч.Рахимова.

По мнению директора фонда «Синее небо», который помогает населению Кыргызстана в вопросах здравоохранения, повышение заболеваемости в Бишкеке связаны с загрязнением воздуха.

«Во-первых, это сезонное загрязнение продуктами сжигания угля в сезон отопления. Мало того, некоторые люди еще сжигают вообще не предназначенные для этого вещи: пластик (пластмассу), тряпье, остатки мебели, которые покрыты краской или лаком, которые при сжигании выделяют токсичные продукты. Во-вторых, и, наверное, это и есть основная причина загрязнения воздуха, по сравнению с прошлыми годами увеличение количества автомобилей. Они работают в основном на бензине и дизтопливе, при сгорании которых выделяются такие вещества как оксиды азота, серы, а если используется некачественный бензин, а он, к сожалению, в основном у нас такой, то и тяжелые металлы, в частности свинец. Эти все вещества являются канцерогенами, т.е. веществами которые могут вызывать рак», - объясняет она.

Ч.Рахимова также обеспокоена тем, что станции техобслуживания и автозаправки расположены в центре города. Также, по словам медика, ряд автозаправочных станций построены с нарушениями экологического законодательства и санитарных требований. «При заправке испарения бензина влияют на здоровье людей, работающих там», - отмечает она

Врач подчеркивает, что женщинам работать на заправке не рекомендуется, т.к. есть риск врожденной аномалии будущих детей.

По мнению врача, есть некоторые меры, которые могут позволить в будущем сократить заболевания, связанные с плохой экологией.

«Я считаю, что в будущем, возможно, сократить заболеваемость и ее структуру посредством улучшения экологии. Топить не углем, а природным газом, его использование намного экологичнее. Перевести автотранспорт на экологичные виды топлива: газовое, электрическое. Да, это дорого, но здоровье наших детей, здоровье нации важнее!», - утверждает Ч.Рахимова.

Со своей стороны, член-корреспондент Международной академии экологической безопасности и природопользования Сергей Криворучко также отмечает, что про экологию города говорят давно, и говорят всё больше.

«Кто-то вспоминает, что предшественник Бишкека – Фрунзе, был одним из самых зелёных городов среди 15 столиц Союза. Кто-то недоволен вырубкой деревьев и отсутствием спасительной тени в жару. Кто-то возмущается высотками, выросшими на местах бывших скверов. Растёт плотность таких «посадок», а пространство для нормальной жизни сжимается. Люди возмущаются справедливо - их просто лишают нормальной человеческой среды обитания.

Загазованный воздух, пыль, шум, невероятное количество машин… И похоже, что перспективы на улучшение ситуации весьма призрачные», - считает он.

Эколог также задается вопросом: знают ли те, кто «развивает» Бишкек, что было на этом месте до появления города? «Степь. Речки, Ручьи. Арыки. Летом жара – зимой холодно. Ни озёр, ни Карагачевой Рощи, ни парка Панфилова, Дзержинки, парка Фучика и т.д. – ничего этого не было», - говорит С.Криворучко. По его словам, всё высаживалось руками, поливалось и выращивалось для создания микроклимата, удобного для жизни и работы. «Это лёгкие города, фильтр и кондиционер. Деградация же зелёной массы ведёт город назад, к пустыне. Теперь уже к автомобильно-бетонной. Ну какая здесь может быть экология? Здоровье? Физическое и психическое? На мой взгляд, хорошим показателем экологической ситуации в городе является желание горожан сбежать из города при первой возможности, особенно летом», - считает эколог.

По поводу того, какой осуществляется контроль по экологическому состоянию в городе, эколог указывает, что в структуре мэрии есть отделы – Санитарно-экологическая инспекция, Департамент здравоохранения, Центр государственного санитарного и эпидемиологического надзора, «Зеленстрой».

«В городе так же работают 7 автоматических мониторинговых станций «Кыргызгидромета» при МЧС, замеряющих качество воздуха. Формально, это их работа отслеживать качество воды, воздуха, здоровья горожан и принимать меры. Сбор статистических и фактических данных – это лишь мониторинг, или пассивный контроль. Активный контроль начинается с принятия решений по полученным данным – разработка программ, их финансирование, какие-то действия по исправлению или недопущению негативных ситуаций, штрафы, административные меры и т.д. Т.е. если мониторинг в городе фактически присутствует в каком-то виде, пусть даже и усечённом, то собственно контроля за экологической обстановкой, на мой взгляд, не наблюдается», - объясняет он.

«Кроме мэрии вопросы экологии в городе не должны оставлять равнодушным и ГЭТИ – Государственную экологическую и техническую инспекцию, которой контроль государством вменён непосредственно», - говорит С.Криворучко. Также эти вопросы должно отслеживать Чуй-Бишкекское территориальное управление охраны окружающей среды. «Даже если и не упомянул кого-то из «заинтересованных сторон», то и этой армии «экологов» должно бы хватить на то, чтобы озаботиться тем, чем, собственно, дышат они сами», - подчеркивает эколог.

Эколог также считает, что есть всегда возможность изменить экологическую ситуацию в столице и есть пути решения насущного вопроса.

«Полезно их не пассивно иметь, а планировать и реализовывать. А предложений по улучшению ситуации в городе за последние 10-15 лет было много», - говорит он.

По мнению эколога, из самых насущных - это улучшение качества воздуха. «Здесь, я думаю, есть, как минимум, два пути: найти возможность заменить автомобильный бензин и дизель на газ, и восстановить количество деревьев и кустарников на душу населения на уровне хотя бы 2000 года. И если сносить высотки для улучшения проветривания города уже никак не получится, то ввести мораторий на строительство новых. И оставить часть города с малоэтажной застройкой», - добавил С.Криворучко.

Также эколог считает, что еще одним выходом может стать отказ от использования бусиков-маршруток в черте города. «На замену придут новые автобусы и троллейбусы. Идеально, если компании такси будут набирать машины, работающие на газе. Это заметно оздоровит экологическую ситуацию», - считает он. Касаемо вопроса с самым крупным загрязнителем воздуха города – ТЭЦ, по мнению эколога - весьма сложный, но при желании, решаемый. «Однако, если на ТЭЦ будут сжигать 1млн 200 тыс. тонн угля в год, как планируется после её реконструкции, то и упомянутых выше мер может оказаться недостаточно», - заключил эколог.

Из примеров медиков и экологов, которые были приведены выше, становится ясно, что вопрос экологии в столице Кыргызстана обстоит серьезно и его необходимо решать в срочном порядке. В противном случае, жители Бишкека столкнутся с еще большими экологическими проблемами, а следующие поколения жителей столицы могут иметь физиологические и наследственные отклонения. И, хочется надеется на то, что озвученные проблемы интересуют и затрагивают не только тех, кто об этом говорит, но и тех, от кого зависит экологическая обстановка в городе.

Эрмек Абдрисаев,
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

  • Физик

    Физик 8 months ago

    Скажу как физик - много техники хорошо, но плохо экологии. Много тепла зимой хорошо - но плохо экологии. Много транспорта на улицах города хорошо - но плохо для экологии. Где та грань, когда всем хорошо? В Китае эта проблема решается принудительным снижением выезда автомашин - в основном у частников - в два раза. Машины с четными госномерами - в один день, с нечетными номерами в другой. Это ка-кто поможет экологии? А уголь для ТЭЦ из Казахстана по качеству хороший или это все равно, поскольку дым из трубы любой наносит урон экологии? Когда введут налоговые облегчения владельцам электромобилей, тогда и снизится уровень загазованности на улицах города.

  • Эколог

    Эколог 8 months ago

    Действительно, экология в Бишкеке становится ужасной. Особенно от частников, топящих резиной свои дома М бустеров на дизелето. Осенью жгут листья - все!!! Мэрии пофиг на все и Госэкоинспекции и остальным надзорного органам. А что оставим будущим поколениям?

Оставить комментарий