ИАЦ "Кабар": Борьба с незаконным ввозом авто в Кыргызстан

888 просмотров Аналитика 0

Таможенная пошлина за ввозимые авто в Кыргызстане растет из года в год и по плану к 1 январю 2020 года должна приравняться к единому тарифу ЕАЭС. На сегодня таможенный тариф на автомобили премиум класса и большегрузные авто с большим объемом двигателя обойдется в круглую сумму. К примеру, электронный калькулятор сайта Таможенной службы КР показывает, что таможенная пошлина и налог на «Тойота Лендкрузер» 2014 года выпуска с дизельным двигателем 4500 куб. см будет составлять примерно 16 тыс. 200 долларов США, а «Лексус 570» того же года объемом двигателя в 5700 куб см обойдется в 20 тыс. 520 долларов. В связи с этим, от нежелания оплачивать такие большие суммы за таможню, появились преступные группы, изготавливающие поддельные документы с целью зарегистрировать авто без таможенных платежей. Так Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями выявила более 100 таких авто, которые были ввезены в страну по поддельным документам. Кроме этого, в ходе следствия оперативниками ГСБЭП было установлено, что в преступных схемах злоумышленников участвуют и должностные лица Департамента регистрации автотранспортных средств и водительского состава Государственной регистрационной службы КР.

Напомним, ранее пресс-служба Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями обнародовала материал о сотрудниках государственной регистрационной службы, которые по сообщению ГСБЭП во вред бюджету регистрировали нерастаможенные автомашины премиум-класса. Кроме этого в пресс-релизе говорилось о существовании целой коррупционной схемы в системе Департамента по регистрации транспортных средств и водительского состава (ДРТС и ВС) Государственной регистрационной службы. Как сообщалось, работники данного ведомства, злоупотребляя своим служебным положением фактически без самих автомашин регистрировали их по поддельным документам о якобы снятии их с учета в странах ЕАЭС, при этом способствовали контрабандному ввозу автомашин на территорию Кыргызстана.

О проводимых следственных мероприятиях и выявленных фактах агентству «Кабар» более подробно рассказала пресс-секретарь Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями Анастасия Пискур.

По ее словам, в ходе оперативно розыскных мероприятий сотрудниками ГСБЭП была выявлена коррупционная схема по ввозу на территорию Кыргызстана дорогостоящих и большегрузных автомобилей, в которую были вовлечены сотрудники ДРТС и ВС.

«Так, согласно преступной схеме, преступники закупали автомобили из стран Восточной Европы, далее фотографировали все соответствующие данные автомашин (номер кузова, двигателя и VIN коды) и отправляли по электронным мессенджерам, в частности через Вотсапп услугу своим подельникам в Кыргызстан. После, эти лица изготовляли под эти автомашины поддельные документы, а именно документы о якобы снятии их с учета в странах ЕАЭС. Далее на основании указанных поддельных документов, сотрудники ДРТС и ВС фактически без самих автомашин, которые еще находились за пределами КР, незаконно производили первичную регистрацию автомашины на граждан КР. Далее на основании незаконно выданных ДРТС и ВС подлинных документы (технический паспорт и государственный номерной знак Кыргызстана) организованные преступные группы специализирующиеся на этом, беспрепятственно пересекали Государственные границы Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и осуществляли контрабандный ввоз автомашин на территорию Кыргызстана, без уплаты соответствующих таможенных платежей», - говорит А. Пискур.

По ее словам, оформлялись автомашины на случайных граждан Кыргызстана, за определенную плату.

«Первичное оформление производилось на случайных граждан нашей страны. При этом им давали за такую услугу деньги. После, по прибытии в Кыргызстан автомашины обратно переоформляли под непосредственного заказчика авто. Делалось это все с целью заметания следов преступления. В основном машины ввозились под конкретного заказчика. Преимущественно были авто премиум-класса и большегрузные авто. Всего на данный момент выявлено более 100 таких автомобилей, на 40 из которых наложен арест. Точный ущерб бюджету в данное время устанавливается», - отметила А.Пискур.

Кроме этого, по словам пресс-секретаря за оказываемые услуги преступникам, сотрудники ДРТС и ВС по предварительным данным получали денежные вознаграждения в размере от 3 тыс. до 5 тыс. долларов, в зависимости от объема и года выпуска авто.

А.Пискур также сообщила, что в настоящее время по указанным фактам возбуждено более 10 уголовных дел, которые находятся в производстве следственных подразделений ГСБЭП, 1 уголовное дело по обвинению сотрудника ДРТС и ВС в совершении преступления пр. ст. 304 ч.2, 315 УК КР и 2 членов ОПГ в совершении пр. пр. 204 ч.3 п.4 п.5, 350 ч.2, ч.3, направлено для рассмотрения в Первомайский районный суд, при этом по ходатайству следователя Первомайским районным судом г.Бишкек в отношении сотрудника ДРТС и ВС и 1 члена ОПГ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (ареста) в СИЗО №1 г.Бишкек.

Также принятыми мерами в бюджет государства по расследуемым уголовным делам по фактам контрабанды обеспечено возмещение ущерба на сумму 2 млн. 700 тыс. сом.

В настоящее время по собранным ГСБЭП материалам Генеральной прокуратурой КР в отношении сотрудников Бишкекского городского отдела Департамента по регистрации транспортных средств и водительского состава при ГРС было возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 304 (злоупотребление служебным положением) и ч.1, ч.3 ст. 350 (подделка документов) Уголовного кодекса КР.

Между тем, директор Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава Государственной регистрационной службы КР Жоошбек Коеналиев отмечает, что на данный момент проводятся следственные мероприятия и пока рано делать точные выводы и утверждать об однозначной вине сотрудников ГРС.

По его словам, в системе регистрации авто все чаще начали встречаться факты подделки документов злоумышленниками, в частности ПТС и свидетельство о снятии с учета автомобиля в странах ЕАЭС.

«Пока идут следственные мероприятия. Пусть они закончатся, далее состоится суд и только потом, по решению суда, мы можем однозначно говорить о вине сотрудников регистрационной службы. Здесь необходимо прояснить ситуацию, поскольку есть факты, когда подделывают документы и приносят их для регистрации, в частности это свидетельство о снятии с учета в странах ЕАЭС. Визуально, этот документ от подлинника отличить очень тяжело», - говорит он.

Ж.Коеналиев отмечает, что в день сотрудники обслуживают много клиентов и также регистрируют большое количество авто. «Они же не могут каждый документ отправлять на экспертизу, тем более есть риск, что граждане могут быть этим недовольны», - говорит директор Департамента.

По его словам, на экспертизу отправляются только транспортные средства и документы, на которых явно видны признаки внешнего воздействия. «И, возможно, по этой причине, подчеркивает он, проскочили выявленные автомобили.

Собеседник также добавил, что по его сведениям, поддельные документы изготавливаются за пределами Кыргызстана на высокотехнологичных типографиях. «К примеру, нам по дипломатической почте из России пришли поддельные водительские удостоверения, которые были изготовлены там. Визуально отличить их от подлинника невозможно. Возможно также, изготавливают и поддельные документы на авто», - сообщил Ж.Коеналиев.

При этом отметил, что с июля 2017 года введена Автоматизированная информационная система «Регистр транспортных средств», которая ведет единую базу данных и автоматизированный учет. По его словам, одной из задач АИС является интеграция и взаимодействие с информационными системами госорганов (МВД, ГНС, Минюст, ГТС) и стран ЕАЭС. После интеграции с базами ЕАЭС, схемы по легализации транспортных средств, привезенных со стран ЕАЭС по поддельным документам, будут искоренены.

«Конечно, индивидуальные ситуации могут иметь место, когда нечестный на руку сотрудник пошел на поводу у преступников, соблазнившись на предложенные деньги. Я, лично каждый день веду разъяснительные работы со своими сотрудниками и провожу профилактические меры, направленные на убеждение сотрудников не идти на поводу у злоумышленников. Говорю им, что по вине одного может пострадать репутация всего ведомства. Кроме этого, в обществе очень часто звучит критика в адрес нашего ведомства. Скажу честно, часть из них необоснованная», - отмечает он.

В качестве примера директор Департамента сообщил, что недавно в СМИ вышла публикация, в которой говорится, что ГРС незаконно выдала водительское удостоверение психически больному человеку и что в этом упрекают руководимое им ведомство.

«Но извините меня, кто-нибудь задался вопросом, а кто выдал ему справку о том, что он здоров? Ведь не ГРС проводит медобсследование. Таких вот случаев много, и самое печальное, что весь негатив отражается именно на нашей службе. Были и случаи, когда вместо одного экзаменуемого попытался пройти другой человек, внешне похожий на экзаменуемого», - рассказал Ж.Коеналиев.

Вместе с тем, Департамент ведет на постоянной основе работу по пресечению незаконного получения водительских удостоверений со стороны граждан, а также выдачи со стороны сотрудников. Так с декабря месяца 2015 года введена и действует Автоматизированная система «Тестирование водительского состава», которая постоянно оптимизируется. Например, в АИС «Тестирование водительского состава» введена функция по биометрическому распознаванию лица сдающего тестирование. Также увеличены тестовые вопросы. Ранее вопросов было 10, сейчас 20. Установлены двухсторонние видеорегистраторы при сдаче практического экзамена, один из которых направлен на дорогу, второй на сдающего экзамен. Последний может обжаловать решение комиссии в случае спорных ситуаций.

В заключении глава ведомства подчеркнул, что в службе ГРС прошла комплексная программа по демонтажу коррупционных схем и что на сегодня в системе регистрации авто коррупционные схемы и признаки ее проявления сокращены на 78%.

В свою очередь пресс-секретарь ГСБЭП попросила граждан Кыргызстана не соглашаться на различные предложения об оформлении каких-либо автомобилей за определенную плату, дабы впоследствии не оказаться жертвой злоумышленников.

Аман Алымбеков
ИАЦ «Кабар»

Комментарии

Оставить комментарий